Психологическое сопровождение ГИА

Модераторы: Халикова Л.Р., Губайдуллин М.И., Тимерьянова Л.Н.

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Халикова Л.Р. » 15 июн 2017, 04:24

Каждый, кто сдает экзамены,
независимо от их результата,
постигает самую важную
в жизни науку – умение не сдаваться

Экзамен – способ проверки знаний учащихся. Ситуация сдачи экзамена практически всегда стрессовая ситуация для многих людей. Как же помочь своему ребенку в подобной ситуации?
К сожалению, многие родители совершают ошибки в ходе подготовки своего ребенка к сдаче ЕГЭ.
Типичные родительские ошибки в ходе подготовки к экзамену
 Отношение к экзамену как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья, - ошибка. Подобная установка родителей часто создает дополнительные проблемы у ребенка.
 Очень часто родители используют запугивание и «страшилки», обещая беды в настоящем и будущем, которые грозят при получении низкой оценки на ЕГЭ, - это плохие помощники в преодолении экзаменационного стресса.
 Еще одна весьма распространенная родительская ошибка – это сравнивание своего ребенка с более успешными сверстниками, старшими братьями и сестрами, подчеркивание их успехов, положительных качеств. На самом деле, все это редко приводит к желанию победить соперника или «взять с него пример», но чаще всего может просто создать конфликтную ситуацию в семье.
 Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают раздражение и протест. Родителей часто возмущает желание ребенка прогуляться, отвлечься, пойти в кино или просто поваляться на диване, слушая музыку.
 Безусловно, усиливает волнение и страх перед экзаменом подчеркивание ответственности, которая лежит на плечах ребенка, - перед школой, учителями, родителями. «Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Перед родителями будет стыдно» - не те аргументы, которые помогут снять волнение и тревогу.
Как же помочь ребенку подготовиться к сдаче экзамена?
Важнейший фактор, определяющий успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена – это психологическая поддержка.
Поддерживать ребенка – значит верить в него.
 Первый способ – продемонстрировать Ваше удовлетворение от его достижений или усилий: «Ты уже так многого достиг!».
 Другой способ – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать!». «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо».
 Поддерживать можно также посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Как помочь подготовиться к сдаче экзамена в форме теста?
 Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
 Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).
 Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам.
 Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.
 Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике.
 Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
 Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
 Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
Рекомендации по заучиванию материала
 Главное - распределение повторений во времени.
 Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
 Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
 Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
 Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Как организовать режим дня и питания во время подготовки к экзаменам?
 В период подготовки к экзаменам учащимся не следует резко менять режим дня: необходимо сохранить привычное время пробуждения и отдыха ко сну, продолжительность и порядок занятий, часы приема пищи и пребывания на свежем воздухе.
 Оптимально, можно разделить день на три части:
 спать не менее 8 часов;
 готовиться к экзаменам около 8 часов в день;
 прием пищи, утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе – 8 часов.
 Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания! Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.
 Кстати, в эту пору и «от плюшек не толстеют!»
 Не допускайте перегрузок ребенка.
 Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
 Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
 Желательно избегать в этот период просмотров кинофильмов и телевизионных передач, т.к. они увеличивают и без того большую умственную нагрузку.
Как избежать ошибок на экзамене?
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
1. Перед началом заполнения тестового бланка необходимо пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.
2. Затем внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать).
3. Рекомендуется начинать с более легких заданий, чтобы не тратить на них время.
4. Необходимо также потренироваться в заполнении бланков на экзамене, запомнить правила заполнения, чтобы не терять баллы на технических ошибках.
5. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
6. Если не укладываешься в отведенное время, можно положиться на интуицию при выборе ответов на оставшиеся задания теста.
7. Также можно действовать методом исключения. В итоге это позволит сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех четырех-пяти (что гораздо труднее).
Как снять экзаменационный стресс?
Если до экзамена еще есть время можно выполнить ряд упражнений, которые помогут развить память, внимание, а также снять стресс.
Упражнение для снятия стресса
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
1. Нахмурьте лоб. Сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Накануне экзамена
 Встаньте в день экзамена пораньше, чтобы приготовить ребенку любимое блюдо.
 Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
 С утра перед экзаменом можно дать ребёнку шоколадку, т.к. глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
 Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Это поможет ему следить за временем на экзамене.
 Отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки. Не создавайте ситуацию тревоги, страха, неудачи!
 Согласуйте с ребенком возможный и достаточный результат экзамена, не настраивайте его только на максимальный, но мало достижимый результат.
После экзамена
 В случае неудачи ребенка на экзамене не паникуйте, не устраивайте истерику и воздержитесь от обвинений.
 Найдите слова, которые позволят ребенку улыбнуться, расслабиться снять напряжение.
Желаем успехов!!!
При подготовке статьи были использованы следующие материалы:
1. Коротченко Н.В. Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ как инновационная составляющая образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации». – М.: Паганель, 2011.
2. Филакова Е.М., Шабатина Ю.А. Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ. http://festival.1september.ru /articles/569551/
3. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Хорошая память на каждый день. – Донецк: ЧИКФ «ТББ», 1998.
4. Чибисова, М.Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе) / М.Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2004. – 168 с.
5. Чибисова М.Ю. Психолого-педагогическая подготовка школьников к выпускному экзамену. Лекции для Педагогического университета «Первое сентября». М, Первое сентября, 2009.
6. www.ege.edu.ru
7. www.rustest.ru
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Ирина Юрьевна » 11 ноя 2016, 05:50

ПАМЯТКИ ВЫПУСКНИКАМ 11-х КЛАССОВ

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

Для успешной подготовки к экзаменам рекомендуется сделать следующее.
Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно разложи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Составь план занятий. Для начала определи, кто ты – "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что будет изучаться именно сегодня, какие конкретные разделы и темы.
Начни подготовку с того раздела, который знаешь хуже всего: читай учебный материал, обсуждай его с опытными наставниками, выполняй самостоятельные работы.
Следует помнить, что монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при подготовке полезно через каждые 45 мин делать короткие паузы (1–2 мин) или переключаться на другую деятельность.
Выполняй как можно больше тестов по тому предмету, который предстоит сдавать. Эти тренировки помогут тебе изучить разные конструкции тестовых заданий.
Постарайся каждый день, отведенный на подготовку, выделять немного времени на занятия, которые приносят радость, удовлетворение.
Готовясь к экзаменам, думай о том, что справишься со всеми заданиями, рисуй картину успеха.
Накануне экзамена не переутомляйся. Вечером прекрати подготовку, прими душ, прогуляйся. Постарайся выспаться, чтобы встать бодрым и отдохнувшим
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых ручек с черными чернилами.
Приведем несколько универсальных рецептов успешной тактики выполнения тестирования.
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.
Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Отвечай сначала на те вопросы, в знании ответов на которые ты не сомневаешься, и не останавливайся на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. Потом твоя энергия будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до заданий, которые мог бы легко выполнить, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Не старайся понять условия задания "по первым словам" и достроить концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь о том, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и верно решить новое задание. Забудь также о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не "по зубам"). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие задания можно решить быстрее, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать явно неверные. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах.
Запланируй два круга! Рассчитай хронометраж так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям (“первый круг"). На них ты успеешь набрать максимум очков, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (“второй круг").
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать ее глазами и заметить явные ошибки.
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, доверься интуиции! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

ПОБЕДИТЬ ТРЕВОЖНОСТЬ МОЖНО
С ПОМОЩЬЮ СЛЕДУЮЩИХ ПРИЕМОВ.
1) ПЕРЕМЕИНОВАНИЕ
 Наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события.
 ВАЖНА УВЕРЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО ВСЁ БУДЕТ ХОРОШО, МЫСЛИ об экзамене ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТОЛЬКО ПОЗИТИВНЫЕ.
 Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным:
не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».
2) ОБСУЖДЕНИЕ
 Обсудить возможные непредсказуемые стрессовые ситуации на экзамене и заранее продумать свои действия с помощью примерных вопросов:
1. Что делать, если ты допустил ошибку при заполнении теста и заметил её?
2. Как вести себя, если не знаешь ответ?
3) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
 Чтобы снизить тревожность полезно детально НАРИСОВАТЬ СИТУАЦИЮ ЭКЗАМЕНА В ВООБРАЖЕНИИ, а затем после каждой воображаемой картины ПОСТАРАТЬСЯ РАССЛАБИТЬСЯ НА НЕСКОЛЬКО СЕКУНД.
Для мобилизации интеллектуальных возможностей хороши следующие методы.
 Перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.
 В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
 Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.
 Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий.
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг». Нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его.
Энергетическое зевание.
 Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание».
 Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно.
 Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.

Дыхательная гимнастика.
 Успокаивающее дыхание - выдох почти в два раза длиннее вдоха.
 При мобилизирующем дыхании -после вдоха задерживается дыхание.
 В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена сделать вдох и затем глубокий выдох – вдвое длиннее вдоха.

ТЕХНИКИ РАССЛАБЛЕНИЯ (РЕЛАКСАЦИИ)
Чтобы во время экзамена избежать переутомления, можно использовать различные приемы релаксации, аутотренинг. Предлагаемые упражнения далеко не единственные, но преимущество их в том, что выполнение их незаметно для окружающих и не требует большого количества времени.

Мышечное расслабление

«Кинг-Конг»
1.Фаза напряжения. Положение рук в этом упражнении напоминает громадную обезьяну Кинг-Конг. Руки согнуты в локтях и расположены перед грудью, кисти рук не соприкасаются, глаза прикрыты. Дышите спокойно и равномерно. Сожмите пальцы рук в кулак, напрягите все мышцы рук – кулаков, предплечий, плеч. Кулаки сжимаются так сильно, что все мышцы рук начинают дрожать. Дышите спокойно и равномерно. Напрягите мышцы до боли.
2.Фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки свободно падают вниз. Все мышцы рук полностью расслаблены. Медленно вдохните и выдохните. Какое-то время наслаждайтесь чувством тяжести и тепла в руках. Потом откройте глаза.
Если у вас длинные ногти, то лучше сожмите какой-нибудь предмет. Вам не нужно все время сидеть в позе «Кинг-Конг», это упражнение можно делать незаметно для окружающих.

Дыхательные упражнения

1) «Растопить узоры на стекле»
Глубоко вдохните, не поднимая плеч. Направьте воздух в живот. При выдохе губы слегка приоткрыты. Ваше дыхание струится как будто вы собираетесь растопить узоры на стекле или губами рассеять семена растений. Вы чувствуете, как ваше теплое дыхание струится через губы. Повторите упражнение несколько раз.
Вздохи
Сядьте удобно, положите руки на бедра. Представьте себе, что вы тяжело работали. Может быть, вы шли по лестнице, неся что-то тяжелое, или сделали много физических упражнений. Теперь вы все закончили. Наберите воздух и на какое-то время задержите его. Нагнитесь немного вперед и выпустите из себя весь воздух одним большим выдохом. Все напряжение, вся усталость вытекает из вас. Снова сделайте вдох, повторите это упражнение несколько раз.
Концентрация на дыхании
Сконцентрируйтесь на своем дыхании в течение 2-5 минут.
Начните со своего дыхания. Обратите внимание на то, что при дыхании воздух входит и выходит, входит и выходит. Концентрируйтесь на различных частях тела, двигаясь вверх и вниз, внутрь и наружу по мере того, как вы дышите.
С каждым вдохом направляйте ваше дыхание к различным частям вашего тела. Направляйте дыхание в ногу, в руку и почувствуйте, как при дыхании воздух течет внутрь и наружу.
Теперь сознательно вдохните медленно и глубоко 10 раз. При этом повторяйте про себя: «Я расслаблен… Я расслаблен…». Повторяя эти слова, вы можете почувствовать, как все больше расслабляетесь.

2) "Ритмичное четырехфазное дыхание"
Данное упражнение поможет вам уменьшить внутреннее беспокойство, а также улучшить память и внимание перед экзаменом.
Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.
Первая фаза (4–6 с). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение "горячей монетки").
Вторая фаза (2–3 с). Задержка дыхания.
Третья фаза (4–6 с). Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
Четвертая фаза (2–3 с). Задержка дыхания. Дышите таким образом не более 2–3 мин.

Упражнения для снятия стресса

Комплекс №1
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.
Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.
Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Комплекс №2
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
Напрягите и расслабьте икры.
Напрягите и расслабьте колени.
Напрягите и расслабьте бедра.
Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
Напрягите и расслабьте живот.
Расслабьте спину и плечи.
Расслабьте кисти рук.
Расслабьте предплечья.
Расслабьте шею.
Расслабьте лицевые мышцы.
Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

Комплекс №3
Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
Ирина Юрьевна
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 ноя 2016, 06:48

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Ирина Юрьевна » 08 ноя 2016, 10:14

Добрый день! Вашему вниманию хочу предложить сценарий занятия по подготовке выпускников к ОГЭ.
Занятие «МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТАМ»
Задачи:
- Обучение эффективным методам работы с текстами.
- Помочь учащимся понять, какие приемы работы с текстом можно использовать в ходе подготовки к экзаменам по тем или иным учебным предметам.
1. Приветствие
Каждый участник приветствует других любыми словами или жестами. Остальные – повторяют эти слова приветствия или копируют жест, возвращая тем самым приветствие его владельцу.
2. Разминка
"Паутинка"
В группе передается клубок ниток. Тот, кому клубок достался первым, оставляет кончик нитки у себя, передавая клубок любому участнику группы. Передавая клубок, участник говорит, что он чувствует сейчас, чего он хочет для себя, чего он желает другим. Таким образом, к концу упражнения, получается паутинка.
3. Упражнение. Работа с текстом
Ведущему необходимо подготовить несколько небольших текстов (1-2 стр.): небольшие рассказы, биографии, научные статьи об открытиях или природных явлениях (можно взять из школьных учебников, детской энциклопедии). Учащимся могут потребоваться большие листы бумаги, фломастеры, например, для изображения схем.
Каждой группе предлагается текст, который необходимо организовать таким образом, чтобы его можно было запомнить с помощью определенного приема (группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование, схематизация, ассоциации). Когда задание будет выполнено, результат нужно продемонстрировать всей группе.
На выполнение задания дается 20 минут.
Обсуждение:
- Что вызывало трудности и как их можно преодолеть.
- Какой прием оказался наиболее оптимальным и почему.
- Какие приемы, на ваш взгляд, больше подходят для работы с текстами: по математике, литературе, русскому языку, биологии, географии и т.п.
4. Упражнение. "Пустой стул"
Участникам говорят: "Рассчитайтесь на "первый - второй". Участники под номером "один" садятся в круг, под номером "два" — встают за их стульями. Один стул должен оставаться свободным. Задача участника, стоящего за свободным стулом, — взглядом пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. Участник, заметивший, что его приглашают, должен перебежать на свободный стул. Задача партнера, стоящего за ним — задержать его".
5. Подведение итогов занятия.
Ирина Юрьевна
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 ноя 2016, 06:48

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Kseniya O. » 07 ноя 2016, 16:59

Добрый вечер, коллеги! Хочу поделиться с Вами упражнениями для снятия психоэмоционального напряжения, которые можно рекомендовать старшеклассникам в преддверии экзаменов.
1. Упражнение "Танк". 1) фаза напряжения. Перед тем, как начать выполнение этого упражнения мы должны почувствовать, что напрягаем "настоящую" мускулатуру. Проведите простой эксперимент. Возьмитесь левой рукой за правую подмышечную впадину. Ощупайте мышцу, которая идет от подмышечной впадины к груди. Представьте себе, что в подмышечной впадине Вы должны удержать предмет. Напрягите мышцы. Вы чувствуете, как мышца становится твердой? Значит, Вы все делаете правильно. Это напряжение должно испытываться с обеих сторон. Вы чувствуете, что дыхание при этом затруднено. При напряжении мышц с обеих сторон у Вас возникает чувство, как будто Вы сидите в танке. Дыхание возможно только диафрагмой и пассивно - животом. Сядьте прямо, согните руки в локтях. Закройте глаза, дышите спокойно и равномерно. Сильно напрягите все мышцы груди. Дышите животом и напрягайте мышцы как можно сильнее. Несколько раз вдохните и выдохните в таком положении. 2) фаза расслабления. Расслабьте все мышцы. Руки вялые, свисают вниз. Один -два раза слегка приподнимите локти, чтобы открыть подмышечные впадины, при этом мышцы немного растягиваются. Расслабьте плечевые суставы.
2. Упражнение "Растопить узоры на стекле". Глубоко вздохните, не поднимая плеч. Направьте воздух в живот. При выдохе губы слегка приоткрыты. Ваше дыхание струится, как будто Вы собираетесь растопить узоры на стекле. Почувствуйте как Ваше теплое дыхание струится через губы. Повторите это упражнение несколько раз.
Kseniya O.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 27 окт 2016, 19:01

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение zilya_70 » 06 ноя 2016, 16:48

Вниманию педагогов-психологов хочу предложить собственный сценарий классного часа по подготовке выпускников к ЕГЭ.
Классный час для учащихся 11классов
Тема: «Приемы совладания с экзаменационной тревожностью. Установка на успех».
Отношение к жизни (оптимизм, активность и уве¬ренность в себе) — это то, что отличает "победителя", "счастлив¬чика" от неудачника. При этом успех и удача, конечно, способствуют такому положительному отношению, но и само оно создает условия, "приманивая" удачу и успех. Очень важно не путать такое позитив¬ное отношение с бездумным ожиданием подарков судьбы, роз с неба, причем даже без шипов. Основой такого позитивного отношения яв¬ляется вера в себя, ощущение своих возможностей.
Прихожан А.М.

Цель занятия: обучение методам нервно-мышечной релаксации, приемам расслабления; формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
Подготовка: Подготовить тесты для учащихся, тематические видеоролики, релаксационные аудиозаписи для оформления фона.
Упражнения, описанные на этом занятии, лучше проводить в тихом и хорошо проветренном помещении с неярким освещением. Упражнения постарайтесь проводить под спокойную негромкую музыку, подходящую для занятий аутотренингом.
Содержание классного часа.
Ведущий. – Здравствуйте! Я рада видеть каждого из вас и надеюсь на творческую и конструктивную работу! Вначале нашего занятия пусть каждый по цепочке расскажет о своем настроении и пожеланиях на этот день (Время проведения 5 минут).
Сегодня мы познакомимся с вами с приёмами совладания с экзаменационной тревожностью.
Многим выпускникам знакомы нервозность, усталость, появляющиеся в нелегкую экзаменационную пору. Но можно принять меры, чтобы заметно улучшить состояние организма. Полностью снять экзаменационный стресс невозможно, ибо любая новая ситуация неизбежно вызывает волнение, но уменьшить это волнение можно.
Обычно логика рассуждений такова: поскольку полностью избежать нервных перегрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессов, на наш организм, то снимать напряжение надо медикаментами. Медикаменты стали привычными средствами, чтобы «успокоиться». Результат печален! По мере привыкания к ним требуется всё большая доза. Но на самом деле гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, которые помогут вам снять напряжение, не прибегая к лекарствам.
1.Научитесь сбрасывать напряжение – мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками специальных упражнений, основанных на самовнушении и используемых человеком для управления собственным психическим состоянием и поведением. ( Аутотренинг)

2. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы – сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут) Не забудьте обратить внимание на питание.

3. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог К.С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказывать, но чувство можно «выманить». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытайтесь усилиями воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции. (Релаксация)
4. Важным шагом на экзаменах является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. На удачу себя надо настроить. (Время проведения 5 мин.)
I часть. (Самотестирование)
Ведущий: Для начала предлагаю поработать над тестом « Определение уровня тревожности». Оцените предложенные ситуации в баллах в зависимости от того, насколько они вас волнуют?
Тест «Определение уровня тревожности»
Оцените предложенные ситуации в баллах в зависимости от того, насколько они вас волнуют: 0-не волнуют, 1-мало волнует, 2-волнует, 3-очень волнует, -поставив балл рядом с ответствующим номером в бланке.

1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого спросить.
4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
5. Выполнение контрольной работы, зачет или экзамен.
6. Учитель сообщает оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. Принятия важного решения.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Неожиданный вопрос учителя.
Обработка и интерпретация результатов
До10 баллов – низкий уровень тревожности; 11-20 баллов – средний уровень тревожности; 21-30 – высокий уровень тревожности.
Ведущий: Среди тревожных много ответственных людей. Но именно они больше всего страдают перед важными событиями. Некоторые учащиеся перед экзаменами теряют сон и аппетит. У них увеличивается двигательная активность, частота пульса. Люди с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу предстоящих событий. Им кажется, что обязательно произойдет что-то плохое. Волнение и неуверенность мешают им достичь успеха. Людям с высокой тревожностью полезно научиться управлять своим психическим состоянием.
Как ни странно, люди с низкой тревожностью в экстремальных ситуациях тоже выглядят не лучшим образом. Слишком спокойные и самоуверенные, они оказываются не подготовленными, несобранными, расслабленными. Обычно у них низкая мотивация достижений. Им также необходимо учиться управлять своим психическим состоянием, чтобы в ситуациях экзамена или соревнований, которые для всех являются стрессовыми, показать все, на что способны. (Время проведения 5 мин.)

II часть. Упражнение на игру воображения. (Видеоролик)
Упражнение формирует навык детализации, необходимый для концентрации внимания. Способствует поддержанию положительного эмоционального фона, атмосферы творческого подъема.
Ведущий: Вашему вниманию хочу предложить видеоролик.
(Представить вниманию учащихся например «Живые картины мандалы - медитации» -4мин.
https://www.youtube.com/watch?v=vxs2RxOLEzc)

Вопрос: Хочется у вас спросить, а на что со стороны это похоже? Какие у вас возникли мысли, ассоциации после просмотра этого музыкального видеоклипа? (Время проведения с просмотром ролика 7 мин)

III часть. Упражнение «ЕГЭ».
Главным итогом нашей встречи является то, что вы должны поддержать друг друга. Это очень важно чувствовать локоть товарища. И сейчас я прошу вас на альбомных листах (в своих альбомах) написать слово ЕГЭ. А теперь передайте свой альбом своему соседу, рядом сидящему. Пусть он Вам напишет пожелание, слова одобрения и поддержки. А вы, в свою очередь, ему – Спасибо! (Время проведения 5 мин.)

IV часть. Импровизированная сценка «Меню из продуктов, которые помогут вам».
Ведущий: А сейчас вашему вниманию мы хотим представить импровизированную сценку «Меню из продуктов, которые помогут вам». Почему именно сценку? А потому что, то, что вы увидите, лучше запомнится, чем, если бы об этом я вам просто рассказала.
- Сочное, спелое, наливное яблоко.
Вот кто я!

- Я спелая грушка,
Яблоку подружка!

- Я спелая вишня,
На солнышко вышла!

- Я слива лиловая, спелая, садовая!

- Я, пузатый апельсин
Солнышка веселый сын!

- Перед вами, друзья,
Фруктов дружная семья.
Ну-ка, фрукты, встаньте в ряд!

- Вместе мы фруктовый сад!

- А я томат…!

(Время проведения сценки 3 мин.)
Перед экзаменами включите в свой рацион такие продукты, как: морковь, ананас, креветки, лук, орехи, капусту, чернику и лимон. Дело в том, что эти продукты влияют на деятельность мозга и эмоциональный настрой за счёт содержания в них определённых активных веществ, витаминов и жирных кислот.

Память. Хорошее влияние на память оказывают морковь и ананас. Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счёт стимуляции обмена веществ в мозге. Перед экзаменом очень полезно съесть тарелку тёртой моркови с растительным маслом. Ананас сослужит добрую службу тем, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста. В этом плоде очень мало калорий, но в достатке витамина C. Кстати, для ощутимого эффекта не обязательно съедать в день по ананасу. Можно ограничиться стаканом ананасового сока.

Внимание. Креветки, репчатый лук и орехи поддерживают концентрацию внимания. Креветок достаточно 100 грамм в сутки, и жирные кислоты, содержащиеся в этом деликатесе, не дадут ослабнуть вашему вниманию!
Кислород. Лук репчатый улучшает снабжение мозга кислородом. Его рекомендуется съедать по половине луковицы в день. Добрый совет : не наедайтесь лука непосредственно перед экзаменом . Предположительно, что запах лука изо рта при вашем ответе экзаменатору не очень понравится. Перед экзаменом лучше поесть орехов - они также стимулируют деятельность мозга.

Мысль. Самыми важными в этом перечне считаются те продукты, которые отвечают за свежесть мысли (не путать со свежестью дыхания!) перед экзаменами. Капуста, а точнее салат из капусты, снимает нервозность. Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной силы витамина С.

Язык. Перед занятиями иностранным языком неплохо выпить стаканчик лимонного сока. Очень полезной также будет черника. Вообще, эта ягода является идеальным десертом для студентов, но лучше всего употреблять ее в свежем виде, а не в свежезамороженном или в виде варенья. Понятно, что не каждый студент может себе позволить креветки и чернику в начале лета, а то и зимой. А вот соки, морковка и капуста, - эти продукты для всех доступны круглый год.

Даже если очень волнуетесь, не слушайте советов принять перед экзаменом таблетку реланиума. Таблетка может настолько затормозить сознание, что вы не вспомните и того, что знали. Некоторые перед экзаменом усиленно пьют ноотропил, чтобы улучшить питание мозга. Препарат поможет, если вы начали принимать его хотя бы за месяц до начала испытания знаний.
В общем, успокойтесь, поверьте в себя. ( Время проведения 4 мин.)

V часть. Аутотренинг.
Ведущий: Для расслабления и снятия напряжения отлично подходит аутогенная тренировка. (От греч. ауто – сам «самотренировка»).
Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжёлая».
Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен». Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».
Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»
Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав вдох и выдох. ( Время проведения 4 мин.)

VI часть. Релаксация. (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление)
Релаксационное упражнение « Луг – лес – река – луг»
Ведущий: Есть вопрос, отвечая на который вы можете поднять своё эмоциональное состояние: «Что может сделать меня счастливым?». Счастливыми нас могут сделать: березовая роща, хорошая музыка, цветы, животные, игрушки… Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте, три глубоких вдоха, вдыхайте, и, выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Дыхание спокойное и размеренное, покой-покой-покой.
Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает частичками «добрая энергия». Чистая, светлая, теплая. С каждым вдохом её больше, энергия-клубок желтых ниток. Почувствуйте её тепло, почувствуйте тепло груди, оно ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох-выдох.
А теперь представьте, что вы на лугу, залитом светом солнца. Смотрите, вслушайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они - цвет, большие – маленькие - запах.
Идите, идите по лугу. Вы идете по тропинке, что это за тропинка – узкая – широкая, извилистая – прямая, что под ногами – трава – песок – щебень, что чувствуете.
Лес – вы заходите в него. Запах, звуки, какие деревья. Вы в лесу. Дорога, тропа выводит из леса. Вы у речушки. Вы входите в воду, вода - теплая. Почувствуйте её. Переходите реку. Снова - луг. Запах – цветы – ветерок. Аромат и свежесть. А теперь на счет три, откройте глаза.
-Раз, два, три – открыли. ( Время проведения 4 мин.)

VII часть. Психологическая игра « Телефон»
Ведущий: я предлагаю провести эксперимент. Мне нужен один игрок. Сейчас перед тобой через каждые 30-35 см я положу мобильные телефоны прямо на пол. (телефоны ведущий берет у учащихся, 6-7 шт.) Ты с завязанными глазами должен пройти отрезок, не наступив на телефоны.
Глаза участника игры завязываются светонепроницаемой тканью. Но перед тем как он начнет движение, ведущий убирает из под его ног телефоны. По команде участник начинает движение…
После выполнения участнику задается вопрос о том, что он чувствовал, выполняя задание.
Цель этого упражнения: формирование положительного эмоционального фона, развитие навыков конструктивного взаимодействия, закрепление положительной установки (веры в успех). (Время проведения 5 мин.)
Ведущий - Мне хочется вас поздравить! Теперь вы обладаете, пусть небольшим, но набором приемов необходимых для того чтобы совладать с тревожностью. Каждый выберет для себя свой прием. Всегда помните: чтобы вы не делали, это неизменно зависит от состояния, в котором вы находитесь!
В заключении хочется сказать: «Всем спасибо!» (все участники встают и аплодируют друг другу). ( Время проведения 2 мин.)


Составила педагог-психолог МОБУ СОШ с.Прибельский, Кармаскалинского р-на РБ Пискарева З.Г.
zilya_70
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 25 окт 2016, 17:55

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Ягафарова Ю.Р. » 04 ноя 2016, 18:36

Как справиться с экзаменационным стрессом? (Для обучающихся 9,11 классов)
Откуда берется экзаменационный стресс? Что это такое?
Стресс (от англ. Stress - напряжение) – состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Может оказывать как положительное так и отрицательное влияние на жизнедеятельность, вплоть до ее полной дезорганизации.
Причины
По мнению специалистов, причины стресс это
 интенсивной умственной деятельностью,
 нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками,
 а также нарушением режима сна и отдыха.
 Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса – это отрицательные переживания.
Экзаменационный стресс – один из самых распространенных видов стресса.
Мало кто знает, что у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т. к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае с экзаменами стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая нас в нужной форме.
Экзамены – это серьезное испытание на прочность всей нервной системы.
Если результат экзамена важен для человека, то совсем избавиться от волнения невозможно
Есть у стрессового состояния и четкие симптомы:
Физиологические:
головные боли
тошнота
мышечное напряжение
углубление и учащение дыхания
учащённый пульс
перепады артериального давления

Эмоциональные:
чувство общего недомогания
раздражительность
паника , страх
неуверенность
тревога
депрессия
подавленность
растерянность

Интеллектуальные
-чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете
-неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)
воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене. Некоторые учащиеся перед экзаменом проявляют свое чувство страха несколько утрированно: «Ой, как я боюсь, как мне плохо! Я точно провалюсь, потому что ничего не знаю!»
кошмарные сновидения
ухудшение памяти
снижение способности к концентрации внимания, рассеянность
Поведенческие
стремление заниматься любым делом, лишь бы не готовиться к экзамену
избегание любых напоминаний об экзаменах
вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах. провоцируют возникновение тех же эмоций у окружающих, ведь «бояться» вместе гораздо легче. Другое дело, что на некоторых людей «коллективный» страх оказывает парализующее воздействие, поэтому им лучше переживать в одиночку: отойти в сторонку, побродить по коридору, посмотреть в окно. Накануне экзамена вам следует подумать над тем, нужна ли ему «группа поддержки» в лице родителей или друзей, готов ли он разделить свое волнение с или ему комфортнее справляться с переживаниями самостоятельно
увеличение употребления кофеина
ухудшение сна и аппетита
Средства защиты от стрессов.
Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие «предстартового» волнения даже мешает хорошим ответам.
Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину успешной сдачи экзамена.
Готовясь к экзамену, обязательно нужно настраивать себя на успех: «Все хорошо, у меня все получится, я все вспомню». Есть такое понятие, как «притягивание ситуации». Если мы будем настроены на провал, то, как правило, это и произойдет.
Есть замечательная русская поговорка: «Не думай о беде, чтоб не накликать».
В-третьих, нужно научиться контролировать свои эмоции и успокоится во время сдачи экзамена
В четвертых, это общение. Говорите с близкими о своих переживаниях, искать поддержку
Антистрессовая релаксация
Чтобы нормализовать и даже улучшить свое физическое и психологическое состояние в период подготовки к экзаменам я хочу предложить вам некоторые упражнения.. Ничего загадочного в них нет. Все имеет научное обоснование. Они просты в исполнении и выполнение этих упражнений занимает всего по 5-10 минут.
- Это дыхательные упражнения, которые позволят достаточно быстро снять излишнее нервно-мышечное напряжение и оптимизировать свое функциональное состояние.
Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза и, насколько это возможно, расслабить мышцы. На Обычно требуется несколько минут, чтобы полностью сосредоточиться на дыхании. М/ о начать дыхание на 3 счета вдох, и на 3 счета выдох. Через 3-5 повторений можно добавлять к ним формулы самовнушения: «Я – расслабляюсь – и – успокаиваюсь», синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова «Я» и «И» следовало произносить на вдохе, а слова «Расслабляюсь» и «Успокаиваюсь» – на выдохе.
Очень часто предэкзаменационное волнение сопровождается значительным тремором рук, которое нервирует школьников и мешает им успокоиться. Для устранения этого явления хорошо помогает проговаривание формулы самовнушения: «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эту фразу соответственными мысленными представлениями.
При создании формул самовнушений нужно руководствоваться следующими принципами: они должны быть по возможности краткими, иметь позитивный характер и должны соответствовать психологическому типу поведения учащегося.
- Сокращение отдельных групп мышц.
- «оттаскать себя за волосы», расположенные на затылке. Помимо дыхательных упражнений и формул самовнушений перед экзаменом можно использовать и другие приемы, например, необходимо... оттаскать себя за волосы, расположенные на затылке. Или, по крайней мере, помассировать эту область головы. В результате стимулируется большое количество расположенных там активных точек. Такой простой прием помогает существенно повысить сообразительность.
- Кислородное голодание – одно из самых негативных последствий стресса. Оно вызывает быстрое утомление, головную боль, снижает работоспособность. Увеличить скорость подачи кислорода в мозг можно простым способом: с помощью энергетической зевоты. Всех нас учили, что зевать неприлично. Однако в стрессовой ситуации не только допустимо, но и полезно. Чтобы вызвать зевательный рефлекс, нужно средними пальцами рук помассировать лицевые мышцы (между ухом и щекой). Три-пять зевков достаточно для улучшения состояния.
- Стресс оказывает негативное влияние на психику человека. Это ухудшение памяти, затруднение речи, сильная усталость от занятий. Одно из неприятных последствий стресса – нарушается гармоничная работа полушарий мозга.
В спокойном состоянии оба полушария работают согласованно. Левое отвечает за анализ, логику. Правое – за эмоции, образы. Обмен информацией между ними осуществляется через узкий участок, так называемое мозолистое тело. В результате стресса – блокируется нормальное течение нервных процессов через это тело. У ребят с доминирующим правым полушарием «пропадает» логика, способность выводить формулы, решать задачи. У ребят с доминирующим левым полушарием – все, что связано с образностью, грамотной речью. Неслучайно после неудачного экзамена или контрольной можно услышать: «память отшибло» или «слова не мог вымолвить». Это точно описывает то, что происходит в мозгу.
Есть несколько упражнений, цель которых – избавить вас от подобных неожиданностей.
Но не всегда есть возможность встать и подвигаться.
Можно начертить на листе бумаги (лучше формата А4) от угла до угла крест в виде буквы «Х». И внимательно смотреть на него минуту-две. Когда глаза пытаются «сканировать» такое изображение, в работу включаются оба полушария.
В заключении, несколько общих советов, как справиться с экзаменационным стрессом:
1. Правильно организуйте свои занятия. Не приковывайте себя к письменному столу на 24 часа в сутки. Через 2-З часа вы с гарантией перестанете понимать, что читаете. Поэтому обязательно чередуйте работу с отдыхом. И не забывайте награждать себя за большую работу маленькими радостями жизни.
2. Как следует питайтесь. Подкармливайте свои мозги здоровой пищей! Не стоит есть слишком калорийные или острые блюда. Не налегайте на спиртное (а то в самый ответственный момент не вспомните, что читали) и отложите все вечеринки на «после экзаменов». Имеет смысл и несколько недель попить витамины.
3. Жизненно необходим полноценный сон. Иногда во время экзаменов начинается бессонница. Положите себе за правило ложиться и вставать в определенное время. Расслабиться перед сном вам помогут спокойная, негромкая музыка, легкий «перекусон» или стакан молока, теплая ванна.
4. Хольте и лелейте себя. Это необходимо, чтобы подкрепить уверенность в свою силах. Может, это звучит глупо, но вы должны все время говорить себе, что вы молодец, что все можете, что справитесь лучше всех. Именно так психологически настраиваются перед соревнованиями спортсмены.
5. Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом – это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как вы не сможете мыслить ясно.
6. Поверьте в себя! Вы бы не смогли обучаться в этом классе и успешно закончить школу, если бы у вас не было на то способностей. А это значит, что если вы проведете достаточно времени за учебниками и подготовитесь к экзамену соответствующим образом, то вы обязательно его сдадите без лишнего волнения и беспокойства. Помните: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании («повезет – не повезет»), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.
7. Смотрите на все в перспективе. Экзамены могут казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей вашей дальнейшей жизни – это всего лишь небольшая ее часть.
Ягафарова Ю.Р.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 25 окт 2016, 19:44

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Анчина Н.А. » 03 ноя 2016, 20:44

Полезная информация.Спасибо!!!
Анчина Н.А.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 24 окт 2016, 13:33

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Вера Ф » 03 ноя 2016, 10:18

ПЛАН
Психологического сопровождения учащихся 9,11 классов в период подготовки к ГИА и ЕГЭ

Срок Мероприятие
В течение учебного года Индивидуальные консультации учащихся 9,11 классов, родителей и педагогов (по запросу)
Сентябрь 1. Информирование по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА.
2. Работа с классными руководителями 9,11 классов по проблемам «Контроль успеваемости и посещаемости учащихся»
Октябрь 1. Посещение уроков в 9х классах.
2. Работа с классными руководителями по изучению особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА
Ноябрь 1. Групповое консультирование учителей, работающих в выпускных классах «Экзамены и подготовка к ним, как психологический стресс, индивидуальный подход при подготовке к экзамену к каждому выпускнику»
2. Групповое консультирование выпускников 9 классов «Как психологически подготовиться к экзамену»
3. Методический совет школы «Подготовка учителей и учащихся к итоговой аттестации. Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различного уровня сложности»
Декабрь 1. Групповые консультации для родителей выпускников «Как помочь ребенку успешно сдать экзамены»
2. Групповые тренинговые занятия по повышению уровня мотивации
Январь 1. Индивидуальные и групповые занятия, информационно-правовые бюллетени, «Советы психолога»
2. Разработка анкеты для выпускников после проведения пробного ЕГЭ, анкетирование (согласно графику проведения пробного ЕГЭ)
3. Разработка анкеты для выпускников после проведения пробного ГИА (согласно графику проведения пробного ГИА)
Февраль 1. Анализ результатов анкетирования учащихся и разработка рекомендаций для учителей предметников и классных руководителей выпускников.
2. Выявление учащихся «Группы риска» при подготовке к ГИА и ЕГЭ
Март 1. Выявление стрессоустойчивости на экзамене «Стресс-тест» 11 кл.
2. Коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» по повышению уровня стрессоустойчивости
Апрель 1. Разработка рекомендаций по саморегуляции в стрессовой ситуации (на основе данных анкетирования)
2. Коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» по повышению уровня стрессоустойчивости
3. Группой тренинг 9кл. «Как избежать переутомления на экзамене. Техники релаксации»
4. Классные часы по подготовке к ГИА и ЕГЭ
Май 1. Коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» по повышению уровня стрессоустойчивости
2. Проведение классных часов (урок диспут «Готов ли я к ЕГЭ»)










ПЛАН
Психологического сопровождения учащихся 9,11 классов в период подготовки к ГИА и ЕГЭ

Срок Мероприятие
В течение учебного года Индивидуальные консультации учащихся 9,11 классов, родителей и педагогов (по запросу)
Сентябрь 1. Информирование по вопросам подготовки к ЕГЭ и ГИА.
2. Работа с классными руководителями 9,11 классов по проблемам «Контроль успеваемости и посещаемости учащихся»
Октябрь 1. Посещение уроков в 9х классах.
2. Работа с классными руководителями по изучению особенностей учащихся с целью выработки оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА
Ноябрь 1. Групповое консультирование учителей, работающих в выпускных классах «Экзамены и подготовка к ним, как психологический стресс, индивидуальный подход при подготовке к экзамену к каждому выпускнику»
2. Групповое консультирование выпускников 9 классов «Как психологически подготовиться к экзамену»
3. Методический совет школы «Подготовка учителей и учащихся к итоговой аттестации. Обеспечение готовности учащихся выполнять задания различного уровня сложности»
Декабрь 1. Групповые консультации для родителей выпускников «Как помочь ребенку успешно сдать экзамены»
2. Групповые тренинговые занятия по повышению уровня мотивации
Январь 1. Индивидуальные и групповые занятия, информационно-правовые бюллетени, «Советы психолога»
2. Разработка анкеты для выпускников после проведения пробного ЕГЭ, анкетирование (согласно графику проведения пробного ЕГЭ)
3. Разработка анкеты для выпускников после проведения пробного ГИА (согласно графику проведения пробного ГИА)
Февраль 1. Анализ результатов анкетирования учащихся и разработка рекомендаций для учителей предметников и классных руководителей выпускников.
2. Выявление учащихся «Группы риска» при подготовке к ГИА и ЕГЭ
Март 1. Выявление стрессоустойчивости на экзамене «Стресс-тест» 11 кл.
2. Коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» по повышению уровня стрессоустойчивости
Апрель 1. Разработка рекомендаций по саморегуляции в стрессовой ситуации (на основе данных анкетирования)
2. Коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» по повышению уровня стрессоустойчивости
3. Группой тренинг 9кл. «Как избежать переутомления на экзамене. Техники релаксации»
4. Классные часы по подготовке к ГИА и ЕГЭ
Май 1. Коррекционно-развивающая работа с учащимися «группы риска» по повышению уровня стрессоустойчивости
2. Проведение классных часов (урок диспут «Готов ли я к ЕГЭ»)
Вера Ф
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 07 апр 2016, 13:49

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение Тухватуллина Г.Ф. » 02 ноя 2016, 09:53

РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПУСКНИКАМ

Подготовка к экзамену:

Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Введите в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах. Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план подготовки на каждый день, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее всего интересен и приятен. Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями тестовых заданий. Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2-х минут). Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием. Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы еще раз повторить самые трудные вопросы.

Накануне экзамена:

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
В пункт сдачи экзамена Вы должны явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала тестирования.

Перед началом тестирования:

В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будьте внимательны!!! От того, как Вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность Ваших ответов!

Во время тестирования:

Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл.
Если не знаете ответа на вопрос или не уверены, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых Вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
Научитесь пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся вопросы, с которыми Вы обязательно справитесь. Думайте только о текущем задании! Когда Вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые Вы применили в одном, решенном Вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Если не уверены в выборе ответа, доверьтесь интуиции!


РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов: Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться». Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок; обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Не критикуйте ребенка после экзамена. Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
Тухватуллина Г.Ф.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 02 ноя 2016, 08:43

Re: Психологическое сопровождение ГИА

Сообщение alisaaa » 01 ноя 2016, 21:34

Важнейшим инструментом независимой оценки уровня знаний выпускников является единый государственный экзамен, а для выпускников основной общеобразовательной школы – государственная итоговая аттестация (ГИА).
В связи с этим в школе возникла необходимость разработки и реализации комплексной программы подготовки к государственной итоговой аттестации, включая систему психолого-педагогического сопровождения работы, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.

«Программа работы психолога по подготовке выпускников к ГИА»
Формы занятий с психологом: групповые дискуссии, игровые и медиативные техники, анкетирование, мини-лекции, творческие работы, устные или письменные размышления по предложенным темам.
Основные темы занятий:
• как подготовиться к экзаменам;
• поведение на экзамене;
• способы снятия нервно-психического напряжения;
• эффективные способы запоминания большого объѐма учебного материала;
• способы поддержки работоспособности;
• способы саморегуляции в стрессовой ситуации;
• организация своего труда во время тестирования, особенности работы с тестами по разным предметам.
• Изучение профессиональных направлений учащихся 10–11-х классов.
• Выявление закономерностей, связанных с выбором предметов для прохождения итоговой аттестации.
• Диагностика учащихся 10–11-х классов.
• Диагностика родителей (лиц, их заменяющих) учащихся 10–11-х классов.
• Индивидуальные консультации учащихся, учителей-предметников, родителей (лиц, их заменяющих).
• Проведение аутотренингов перед итоговой аттестацией с учащимися.

Источник: http://nimro.ru/uploads/manuals/photos/pril_1.pdf



Баланова Т.А., Ляш Л.И. «Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных организаций по обеспечению психологической готовности к ГИА всех участников образовательных отношений» - Мурманск, 2015г.
Источник: srschool22ol1.ucoz.ru/ege/metodicheskie_rekomendacii_gia.doc
alisaaa
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 26 окт 2016, 19:09

След.

Вернуться в Сообщество психологов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron