Новый год – это, пожалуй, самый желанный и любимый праздник для всех людей на планете. Его отмечают все народы вне зависимости от национальности и вероисповедования, объединённые стремлением к миру, желаниями добра и благополучия.

В России Новый год – самый добрый, веселый и яркий праздник. С 1700 года он начал отмечаться 1 января. Во многих семьях под вечер 31 декабря все родные и близкие собираются, чтобы проводить Старый год и встретить Новый.

В этот праздник к детям приходит Дедушка Мороз. Он одет в красную, синюю или серебристую шубу с узорами, шапку и большие рукавицы. Длинная, седая борода, мохнатые побелевшие от мороза брови, румяные щеки. В руке у него посох, а за спиной — большой мешок с подарками. Иногда его сопровождает внучка Снегурочка.

В многонациональном Башкортостане к башкирским и татарским детям приходит Ҡыш Бабай, к чувашским – Хель Мучи, к марийским – Йушто Кугыза, в мордовских семьях с нетерпением ждут Якшамо Атя, в удмуртских – Тол Бабая, у белоруссов Дед Мороз прозывается Зюзя, Дзед Мароз.

И хотя встреча Нового года у всех народов, проживающих в России, проходит чаще всего в семейном кругу, с этим праздником связаны разные традиции и обычаи.

История празднования нового года у башкир.

Раньше башкиры, как и татары, казахи, Новый год (Навруз) отмечали 21 марта, в день весеннего равноденствия. В переводе с фарси Навруз означает «новый день». Традиционно этот праздник отмечают представители ираноязычных и тюркских народов. История Навруза, по разным источникам, восходит ко временам Авесты – священной книги зороастризма.

Зарождение Навруза также связывают с мифическим царем Джамшидом, на которого, по легенде, в этот день упали лучи солнца. А согласно учению Авесты, люди должны каждую весну отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» (небо, вода, земля, растения, животные и человек).

На праздничный стол обычно выкладывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков. Наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк – блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

«Каков будет год – по Наврузу видать», – говорят люди и стараются провести праздник весело, дружно, изобильно. Сегодня Навруз называют праздником радости и добрых дел, и его участники обращаются друг к другу с призывом сохранения единства, дружбы и мира.

Один из главных исследователей башкирских праздников, доктор филологических наук, заслуженный работник культуры Башкортостана, сэсэния Розалия Султангареева отмечает, что Навруз был более распространён в юго-восточной и восточной части Башкортостана. «Традиции Навруза сохранились, главным образом, в Учалинском, Белорецком, Абзелиловском районах», – говорит фольклорист. 

Башкиры Зауралья этот праздник называют «Новый год» и временем, когда солнце близко и слышит человека.

Как башкиры отмечали Навруз в старину?

У башкир обряды Навруза имели свои черты. Праздник начинался в день весеннего равноденствия и продолжался 3–7 дней (по другим сведениям, до конца месяца навруз).

В праздновании Навруза были основные этапы:

— посещение могил предков;

— хождение молодежи по домам за получением от стариков благословения (фатиха);

— приготовление обрядовой каши, блюд из мяса и пророщенной пшеницы;

— чтение шакирдами баитов с описанием событий за прошедший год;

— гадания Наврузбики;

— обильные угощения из мучных и мясных блюд.

Накануне праздника приводили в порядок жилища, прибирались. Утром праздничного дня дети, молодежь нарядно одевались и ходили по домам пожилых людей и тех, кто вернулся из дальних странствий. Пели песни и танцевали. Старики благословляли детей и молодежь, одаривали угощением или деньгами, могли подарить ткань или платок. Дети, юноши и девушки произносили пожелания Навруза (Нәүрузтеләге):

Побережье Агидели – сплошной тополь,

Листва у него очень редкая,

В горле пересохло, дай масла –

Получи благословение навруза.

Цена навруза – один алтын,

Не смотри по сторонам,

Если смотришь – дай два алтына –

Получи благословение навруза.

Одним из традиционных обрядов Навруза стало пение баитов. Шакирды (ученики медресе), импровизируя, сочиняли баиты о самых значительных событиях года. Приходя в дом к односельчанам, читали их под речитативную мелодию. Чтение баитов приравнивалось к чтению молитвы, считалось делом, достойным божьей благодати (сауап). Тексты полюбившихся баитов включались затем в ежегодные летописи деревни или города. Они сохранились как тетради «Баитов Навруза». Одну из таких тетрадей во время фольклорной экспедиции в Учалинском районе обнаружил ученый-филолог Гайса Хусаинов. Каждая строфа одного из таких баитов завершается фразой: «Есть у Навруза благодать!»

Во время праздника Навруз все должны были проявлять щедрость и великодушие, раздавать подаяния неимущим. Люди считали, что это помогает умилостивить силы природы. Особо счастливыми становились те, кто во время Навруза женился или проводил семейное торжество.

Иногда детей, которые появились на свет в эти дни, нарекали именами Наврузбай или Наврузбика, впоследствии на карте башкирского края по именам основателей селений появились и деревни с названием Наврузово.

Как отмечают Навруз сейчас?

На Навруз у башкир каждая семья варит из круп злаковых культур ритуальную пищу, которой угощают гостей и всех желающих.

Почтенный, уважаемый человек, специально назначенный обществом учредитель праздника, вместе с юношами организует хождение по дворам: прославляют хозяев за домовитость, щедрость, после чего получают продукты для общей трапезы, вышитые изделия для награждения участников состязаний в беге, борьбе (курэш), скачках, а также певцов, сэсэнов, кураистов, думбыристов, танцоров, мастеров горлового пения.

Обряды, совершаемые в Науруз, призваны задобрить природные силы и духов предков для достижения благополучия.

Сейчас башкиры празднуют Новый год вместе со всей страной в ночь с 31 декабря на 1 января.

Башкирских детей в новогоднюю ночь поздравляют Ҡыш Бабай  и его внучка Ҡарһылыу. Празднование проходит в кругу семьи, и только потом башкиры идут в гости. На стол обязательно ставятся национальные блюда: ҡаҡланған ҡаҙ (вяленый гусь), ҡаҙылыҡ, бишбармаҡ, ҡорот, ваҡ-бәлеш, ҡымыҙ, сәк-сәк.

Есть у башкирского Деда Мороза и своя резиденция. Гостевая юрта Ҡыш Бабая традиционно размещалась в Ишимбайском районе республики, близ деревни Урман-Бишҡаҙак, у подножия горы Торатау.

По замыслу организаторов данного проекта, башкирский Дед Мороз живет, как ему и полагается, на Севере, а в республику приезжает погостить в дни зимних каникул, поэтому юрта и носит название гостевой. Самолет со сказочным персонажем прилетает в Уфу в конце декабря. В столице Башкирии гость посещает воспитанников детских домов и принимает участие в открытии главной новогодней елки, после чего отправляется отмечать Новый год в свою юрту.

На территории комплекса всем желающим можно пообщаться с Дедом Морозом, ознакомиться с обычаями и традициями народов республики, покататься на санях, отведать блюда национальной кухни.

С 25 декабря по 10 января юрту Деда Мороза посещает от 200 до 300 тысяч человек. Башкиры – народ кочевой, поэтому и юрта каждый год может менять место расположения.

В 2022–2023 году принято решение «поселить» Ҡыш Бабая в юрте на набережной реки Белой в Уфе.

Ежегодно проходит в Уфе и парад Дедов Морозов, который собирает более тысячи участников и вызывает живой интерес не только у детей, но и всех жителей республики.